Памятка водителю газобаллонных автотранспортных средств (ГБТС)
Памятка водителю газобаллонных автотранспортных средств (ГБТС) Эта памятка водителю газобаллонных автотранспортных средств (ГБТС), использующих в качестве моторного топлива газ сжиженный нефтяной (ГСН). На Ваше автотранспортное средство (АТС) установлено газобаллонное оборудование (ГБО) производства фирмы Lovato MARINI AUTOGAS S.R.L., Италия, работающем под рабочим давлением 16 кгс/см2, эксплуатация которого должна осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации RIA 0013 РЭ, основные положения которого изложены ниже.

При установке на АТС газобаллонное оборудование, по сравнению с работой на бензине, обеспечивает:
• снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами в 1,5...1,75 раза;
• снижение расхода моторного масла на 25...30%;
• повышение моторесурса двигателя на 40...50%;
• улучшение ездовых качеств автомобиля;
• полноценная работа на бензине сохраняется.

В состав ГБО входят следующие основные обязательные агрегаты производства фирмы Lovato MARINI AUTOGAS S.R.L., имеющие сертификаты соответствия.
Полный состав ГБО представлен в паспорте на ГБО для конкретной модели АТС:
• вынесенный заправочный блок, в конструкции которого обязательно должен быть предусмотрен обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении шланга заправочного устройства АГНС или при аварийном разрыве;
• баллон автомобильный газовый (номенклатура и количество баллонов представлены в паспорте на ГБО для конкретной модели АТС);
• мультиклапан (вспомогательное оборудование газового баллона) представляет собой блок клапанов и контрольных устройств. Для газовых баллонов предусмотрены мультиклапаны с маркировкой «А» и указанием угла поворота горловины баллона от горизонтального положения 200 вверх (что обеспечивает отсечку заправки газом при 80% заполнения баллона жидкой фазой газа). В конструкции мультиклапана обязательно должны быть предусмотрены клапаны:
• предохранительный, предназначенный для сброса давления газа из баллона при превышении давления внутри баллона выше рабочего;
• ограничительный (или скоростной), предназначенный для ограничения выхода газа из баллона при аварийном обрыве трубопровода;
• газонепроницаемый кожух (или система вентиляции);
• редуктор-испаритель (номенклатура редукторов представлена в паспорте на конкретную классификационную категорию АТС);
• газовый дозатор;
• клапан электромагнитный газовый;
• клапан электромагнитный бензиновый (имеется устройство принудительного (ручного) открытия);
• смеситель газа
• переключатель вида топлива. Применяются два варианта переключателей (в зависимости от модели редуктора-испарителя).

Вариант 1. Переключатель вида топлива РEN 658 предназначен для использования с редуктором MARINI (RIA 0001) вакуумного управления.Тумблер переключения вида топлива имеет три фиксированных положения:
• «ГАЗ», при котором электропитание подается на электромагнитный газовый клапан (горит зеленый светодиод марки «G»);
• нейтральное положение (не маркировано), при котором электропитание не подается ни на один клапан (светодиоды не горят);
• «БЕНЗИН» - электропитание подается на электромагнитный бензиновый клапан (горит желтый светодиод марки «В»).

Тумблер предварительной подачи газа имеет нефиксированное положение, при котором вручную электропитание подается на клапан редуктора, обеспечивая его открытие и предпусковую подачу газа в систему.
Переключатель вида топлива REN 658 имеет возможность подключения к датчику резерва уровня топлива, устанавливаемого на мультиклапане. По достижению уровня топлива в баллоне предельного значения на панели переключателя загорается красный светодиод марки «R».

Вариант 2. Переключатель вида топлива PEI 652 предназначен для использования с редуктором MARINI 88 AUTOMATIC (R18 0004).
Переключатель укомплектован тумблером, который может быть установлен в одном из трех фиксированных положений:
• положение «ГАЗ» (работа на газе);
• среднее нейтральное положение «ОТКЛЮЧЕНИЕ БЕНЗИНА И ГАЗА» (поплавковая камера пуста);
• положение «БЕНЗИН» (работа на бензине).

При переводе работы двигателя с БЕНЗИНА на ГАЗ тумблер переключателя вида топлива поворачивают в среднее нейтральное положение «ОТКЛЮЧЕНИЕ БЕНЗИНА И ГАЗА», и поплавковая камера начнет освобождаться от бензина. При переводе тумблера в положение «ГАЗ» и при включении зажигания при помощи встроенного электронного блока управления происходит временное открытие пускового электромагнитного клапана газа, что облегчает запуск двигателя автомобиля. Время открытия электромагнитного клапана газа регулируется от 0,5 до 4,0 секунд при помощи регулятора, расположенного на задней стенке переключателя вида топлива.

Переключатель вида укомплектован также световыми индикаторами, которые указывают:
• красный светодиод – работа на БЕНЗИНЕ;
• желтый светодиод – работа на ГАЗЕ; открытие пускового газового электромагнитного клапана;
• красный светодиод – светодиод запаса.

Встроенное предохранительное устройство приводит в действие газовый электромагнитный клапан только при запущенном двигателе, поэтому при прекращении работы двигателя автоматически прекращается подача ГАЗА. Переключатель вида топлива, оснащенный красным светодиодом (светодиодом запаса), работает только если подсоединен к специальному датчику. Комплект ГБО входят также кронштейны, комплект проводов, трубопроводы: жесткие и гибкие, набор крепежных изделий в соответствии с паспортом на конкретную модель АТС.